«Движение вверх». Этот фильм слишком крут, чтобы быть похожим на правду

Сегодня в большой прокат выходит фильм Антона Мегердичева «Движение вверх», посвященный победе сборной СССР по баскетболу на Олимпийских играх 1972 года.

Сюжет, положенный в основу самой ожидаемой кинопремьеры конца 2017, абсолютно нереалистичен. Ну просто чудовищно нереалистичен.

Так не бывает.

Сценаристу, нагромоздившему в одну кучу эти невероятные события, нужно бы выписать «волчий билет» и до скончания дней закрыть допуск на все киностудии страны.

Но как это сделать, если сценаристом выступила сама жизнь, и все это — было?

Время бодрых

Хроника самых удивительных секунд в истории мирового спорта и сопутствующих им событий — здесь.  Читайте, вспоминайте, удивляйтесь, восхищайтесь, ведь Провидение замесило в 1972-м такой винегрет, что у публики до сих пор глаза на лоб лезут.

Удивительно, на самом деле, что художественное кино о финальном матче баскетбольного турнира мюнхенской Олимпиады снято только сейчас. Притом что тематической «документалки» — пруд пруди, и книги давно написаны, уж не говоря о более приземленных жанрах. Одна из книжек, кстати, легла в основу ленты: автобиография Сергея Белова, у которой и заимствовал фильм свое название.

Не стало эпохи: ушел из жизни легендарный баскетболист Сергей Белов

«Заслуженно духоподъемный» — вот так, пожалуй, можно определить его жанр. В череде подвигов, которыми мы в полном праве гордиться, победа в баскетбольном финале-1972 занимает одно из самых заметных мест. Да-да, именно так, без всякого преувеличения: обыграть непобедимых американцев, родоначальников баскетбола, да в эпоху «холодной войны», да в финале Олимпийских игр, да в феерической его концовке, вместившей в себя длинную цепь самых невероятных эпизодов, совпадений, противоречий, несуразностей, — это очень дорого стоит. У сюжета просто нет цены.

Ну что ж, тогда и время было такое, требующее подвигов, и люди их творили соответствующей закалки. Или, как мы теперь говорим, ментальности.

«Движение вверх» будут, конечно же, обсуждать много и долго — уж больно неординарное вышло кино. Поэтому оставим в стороне разбор вплетенных в сюжет классических атрибутов всякой уважающей себя драмы — непременных закулисных интриг, тонкой любовной линии, борьбы добра со злом, политического антуража, душераздирающих историй личного характера… Все это нужно видеть, а не читать, что мы вам и рекомендуем сделать, причем настоятельно.

Поговорим о главном. В данном контексте, стало быть, о баскетболе.

Анатомия игры

Стоит понимать, что баскетбол 70-х годов прошлого века и баскетбол современный — фактически два разных вида спорта. Пожалуй, ни одна другая командная игра не сделала с той поры столь впечатляющего рывка во всех направлениях сразу: в тактике, в технике, в атлетизме, в зрелищности и так дальше.

Убедиться в этом несложно: достаточно нескольких кликов компьютерной мыши, которые тут же отправят вас в прошлое. В интернете тонны доступного видео. Прогресс баскетбола реально потрясает.

Марат Башаров: «Движение вверх» напомнит США, что они не великая держава

Да не обидятся на этот пассаж представители давно сошедших со сцены баскетбольных поколений, но на фоне нынешних они смотрятся, деликатно выражаясь, наивно. Впрочем, ветераны наверняка понимают это лучше всех, просто признаваться не хотят. Да никто и не тянет из них эти признания. Каждому времени — свои песни.

Для авторов и исполнителей «Движения» такая «вилка» создала, с одной стороны, определенные проблемы, а с другой — не оставила выбора. Чтобы сохранить и подчеркнуть весь драматизм давних событий, им пришлось включить машину времени. Пойти, так сказать, против исторической правды. Нет, не пойти, а ломануться без оглядки на все эти условности.

Поэтому сам баскетбол — как игра, как действо, как сумма индивидуальных и коллективных усилий — выглядит на экране на порядки круче, чем было на самом деле. Невероятные «горшки», слэм-данки всех видов и направлений, от «томагавка» до «крэдла», разбитые в хлам щиты, финты на грани человеческих возможностей — «Движение» просто искрит элементами современного баскетбола, о которых полвека назад в Советском Союзе и представления, по большому счету, не имели.

Три секунды Мюнхена. Как сложилась судьба баскетболиста Александра Белова

Автор гениального решающего паса Иван Едешко, выступавший одним из консультантов фильма, прокомментировал этот казус предельно дипломатично: «Некоторые моменты в плане техники баскетбола отражены немножечко не так, но это для зрелищности, а это главное».

В общем, понимаем: есть жертвы, которые просто нельзя не принести, — в том числе, конечно же, и по коммерческим соображениям. Но стократ важнее другое: игра в баскетбол, один из самых технически сложных видов спорта, показана в «Движении» очень круто. Настолько круто, насколько это только возможно. Координация игроков, их пластика, техника, мимика, особый баскетбольный драйв, аутентичные эмоции, чисто конкретный такой жаргон, взаимодействие площадки и тренерской скамейки — с этой точки зрения кино ну почти безупречно. Если учесть, конечно, что в кадре, за редким исключением, — все-таки актеры, а не профессиональные спортсмены.

Исключительный случай для столь сложного жанра. Аналогов, пожалуй, и не припомнить. Далеко не секрет: интеграция профессиональных спортивных сцен в художественное кино чаще всего выглядит беспомощно. И это вовсе не эксклюзивная проблема, с ней и Голливуд не справляется.

А мы — справились. Надо же.

Верните народу усы Едешко!

Но прочь эйфорию, ведь враг не дремлет, и критики, они же злопыхатели, только тем сейчас и будут озабочены, что ловлей блох. Понимаем и всячески сочувствуем. А мы им поможем. Облегчим задачу.

«У нас был энтузиазм». Баскетболист Иван Едешко о силе советского спорта

В общем, только одна мысль, одна мысль отныне терзает требовательную аудиторию: ну почему, черт возьми, Иван Иваныч Едешко — и без усов? Белов Сережа, понимаешь, с усами, Белов Саша — красавчик, Паулаускас — качок, Жармухамедов — каланча, Саканделидзе с Коркия — те еще гирсутисты. Ну то есть все похожи на самих себя настоящих. И тут бах, удар: Едешко — да, кудрявый, но без усов. Это как Ленин без кепки, Гагарин без улыбки, ЛДПР без Жириновского.

Вот обидно, честное слово. Роскошные усы Едешко — неотъемлемая глава великой победы, и в этом смысле у нас, погруженных в предновогодний транс простых зрителей, голосующих за настоящее российское кино не только душой тире сердцем, но и рублем тоже, к создателям «Движения» глобальная претензия.

Верните народу усы Едешко! Ну или хотя бы объяснитесь, куда и зачем вы их подевали.

Источник

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *